Внутренняя поисковая оптимизация

Внутренняя оптимизация - это работа по изменению содержимого веб-сайта так, чтобы улучшить его индексацию поисковыми системами. Проще всего внутреннюю оптимизацию выполнить на этапе проектирования и верстки. Причем, никаких специальных знаний для этого не требуется, достаточно четко выполнить рекомендации поисковых систем. Например, посмотрите "Руководство по поисковой оптимизации для начинающих от Google" или "Рекомендации Яндекса по созданию сайтов" и Вы получите конкретные указания и советы.

Рассмотрим, основные этапы внутренней оптимизации.

  1. Формирование семантического ядра сайта
  2. Оптимизация контента сайта
  3. Контроль верстки сайта и корректировка заполнения тэгов
  4. Создание страниц обработки ошибок
  5. Проверка валидности кода страниц
  6. Присвоение страницам сайта человеко-понятных УРЛ
  7. Формирование файла "robots.txt"
  8. Проверка настройки сервера
  9. Формирование файла карты сайта "sitemap.xm"
  10. Внутренняя перелинковка страниц сайта

Формирование семантического ядра сайта

Семантическое ядро - это список поисковых запросов (ключевых слов, словосочетаний и фраз), по которым пользователи должны находить Ваш веб-сайт. С одной стороны семантическое ядро должно наиболее полно характеризовать Вашу деятельность, товар или услугу. Но с другой стороны - в семантическое ядро необходимо отобрать слова и словосочетания предметной области, наиболее часто употребляемые пользователями при поиске. Для формирования семантического ядра используются всевозможные доступные источники и сервисы, например, Yandex.Wordstat и Rambler.Adstat или платные онлайн сервисы, программы и базы данных.

Сервис Яндекс для анализа ключевых слов

Оптимизация контента сайта

В соответствии со сформированным семантическим ядром, выполняется оптимизация контента сайта. Подход здесь следующий. Сначала необходимо распределить запросы семантического ядра по отдельным страницам, а затем оптимизировать каждую страницу в соответствии с выбранным для нее запросом. Главное здесь - не переусердствовать в оптимизации, чтобы поисковая система не приняла Ваш текст за СПАМ. При распределении запросов по страницам мы рекомендуем пользоваться правилом: "одна страница - один запрос". По крайней мере, не стоит оптимизировать разные страницы под один и тот же поисковой запрос, чтобы страницы не конкурировали между собой в поисковой выдаче.

Контроль верстки сайта и корректировка заполнения тэгов

После того, как работа над текстом закончена, выполняется проверка и корректировка заполнения тэгов. Тэги - это элементы HTML-верстки веб-страницы. Тэгов много, но есть несколько, на которые поисковик обращает первоочередное внимание.

HTML-тэг Для чего используется, на что влияет
<title> Это заголовок страницы. Текст тэга <title> выводится браузером в названии закладки для просматриваемой страницы, а также этот текст используется поисковиком в качестве заголовка найденной ссылки. Основные требования: <title> должен быть уникальным в пределах сайта, кратким, содержать ключевые слова, соответствовать теме страницы.
<h1>...<h6> Эти тэги используются для оформления заголовков в тексте. Особое значение имеет тэг <h1>. Он на странице должен быть в единственном экземпляре и содержать ключевые слова. Если материал на странице имеет большой объем, то для оформления подзаголовков используются тэги <h2>...<h6>.
<alt> Этот тэг предназначен для установки альтернативного текста для изображений в том случае, если у посетителя отключена загрузка графики. Поисковик использует этот тэг для того, чтобы связать конкретную картинку с определенным текстом. В результате при использовании поиска по изображениям, пользователь может выйти на Вашу картинку, а через нее и на сайт.
<description> Это краткое описание страницы. Данный текст пользователю не виден, однако он может быть использован поисковиком для формирования сниппета - краткого описания найденной ссылки. Основные требования: <description> должен быть уникальным в пределах сайта, иметь размер не более 250 символов.
<keywords> В этом тэге перечисляются ключевые слова страницы. Сейчас поисковики придают содержимому этого тэга гораздо меньшее значение, чем раньше. Тем не менее, Яндекс заявляет, что если ключевые слова из <keywords> будут найдены в тексте страницы, то вес этих слов будет увеличен.
<strong>, <b>
<em>, <i>
Эти тэги используются для выделения текста полужирным (<strong>, <b>) и курсивом (<em>, <i>). Почему здесь приведено по два тэга, ведь визуально результат использования один и тот же? Дело в том, что тэги <strong> и <em> больше используются для семантической разметки. Т.е. ими следует пользоваться, если Вы желаете подчеркнуть смысловое значение слова. А тэги <b> и <i> используются чисто для технического оформления текста.

Создание страниц обработки ошибок

На сайте создаются страницы обработки ошибок. Как минимум, должна быть страница обработки ошибки №404, которая говорит о том, что запрашиваемый документ отсутствует. Зачем это надо? Дело в том, что возможны различные ситуации, повлиять на которые никак не получится. Например, пользователь ошибся при вводе адреса страницы; или кто-то поставил ссылку на Ваш сайт, но в адресе допустил ошибку; или Ваш веб-мастер изменил название страницы, но не всюду внес исправления... и т.п. Если ничего не предпринимать, то перед пользователем в лучшем случае появится страница, по умолчанию созданная Вашим хостером. Например такая:

Пример страницы обработки ошибки 404

Получив подобное сообщение, потенциальный клиент скорее всего уйдет с сайта, ведь Ваши конкуренты находятся всего на расстоянии одного клика. Чтобы в подобных ситуациях все же попробовать удержать пользователя и помочь ему найти нужную информацию, рекомендуется создавать собственную страницу обработки ошибок. Как правило, на странице помимо сообщения об ошибке размещают меню, форму поиска, какие-то дополнительные сведения, которые позволяют вернуть посетителя к основным разделам веб-сайта.

Проверка валидности кода страниц

Чаще всего пользователи не видят ошибки в коде страниц, потому что браузеры игнорируют ошибки. Однако поисковой робот "видит" Ваш веб-сайт совершенно иначе. На каждый непонятный или ошибочный тэг роботу придется тратить время. Но страниц, которые нужно обойти роботу, миллиарды, поэтому он не может подолгу застревать и разбираться с каждой ошибкой. Таким образом, страницы с ошибками могут индексироваться не сразу, а за несколько посещений. Это означает, что такая страница гораздо позже появится в поисковой выдаче. Для того чтобы максимально упростить поисковому роботу задачу, следует проверить все страницы сайта на наличие ошибок и исправить их. Существует множество сервисов по проверке страниц. Мы рекомендуем использовать Markup Validation Service и CSS Validation Service от корпорации W3C.

Присвоение страницам сайта человеко-понятных УРЛ

Использование человеко-понятных УРЛ (или сокращенно ЧПУ) значительно повышает удобство пользования сайтом, поскольку человеку проще запомнить и использовать осмысленный адрес, например http://alexandrov.by/contacts.html, чем что-то вроде http://alexandrov.by/page12.html. Короткий и красивый ЧПУ лучше обрабатывается поисковиком. Кроме того, в адресе страницы можно использовать ключевые слова, по которым страница продвигается. Тогда при выводе результатов поисковая система выделит это слово в адресе, что положительно отражается на кликабельности Вашей ссылки.

Формирование файла "robots.txt"

Файл "robots.txt" - это текстовый файл, который располагается на сайте и предназначен для поискового робота. В файле "robots.txt" прописываются правила индексирования Вашего сайта. Например, можно запретить роботу индексацию отдельных страниц и разделов сайта; можно указать главное зеркало сайта, указать место расположения карты сайта и т.д. Вот как может выглядеть файл "robots.txt":

Примерный вид файла robots.txt

Проверка настройки сервера

В первую очередь проверка настройки сервера касается выбора главного зеркала сайта и установки 301-редиректа с неглавного зеркала на главное. Дело в том, что для поисковых систем адрес, содержащий www, и адрес без www - это различные адреса. Но посетители этого не замечают, а раз так, то кто-то может установить на Ваш сайт ссылку с префиксом www, а кто-то - без него. В результате суммарный ссылочный вес будет делиться между двумя типами адресов (с www и без www). Чтобы этого не происходило, нужно выбрать главное зеркало сайта и задать его в файле "robots.txt" с помощью директивы "Host". После этого в настройках сервера необходимо установить 301-редирект с неглавного зеркала на главное. Например, если Ваш веб-сайт работает под управлением Apache, то редирект устанавливается в файле ".htaccess" с помощью следующего набора команд:

301-й редирект с неглавного зеркала на главное

В данном примере 301-редирект организован с адреса www.alexandrov.by на адрес alexandrov.by.

Формирование файла карты сайта "sitemap.xml"

Файл "sitemap.xml" - это файл в формате XML, располагается на сайте и предназначен для поискового робота. В этом файле содержится полный перечень страниц, подлежащих индексированию. Это облегчает и ускоряет обработку веб-сайта поисковым роботом. Ниже приведен фрагмент файла "sitemap.xml".

Начальный фрагмент карты сайта sitemap.xml

Имя и местонахождение карты сайта указывается в файле "robots.txt" с помощью директивы "Sitemap". В интернете можно найти сервисы, которые сформируют карту для Вашего сайта автоматически. Например, если на сайте не более 500 страниц, то можно бесплатно воспользоваться сервисом HTMLweb.

Внутренняя перелинковка страниц сайта

Перелинковка страниц сайта - это связывание ссылками различных страниц между собой. Хорошая грамотная перелинковка не только повышает удобство пользования сайтом, но и обеспечивает продвижение страниц по низкочастотным запросам (по которым в поисковик обращаются редко). Также перелинковка способствует повышению статического веса страниц. А зачем это нужно? Дело в том, что при прочих равных условиях выше в поисковой выдаче будет страница, имеющая больший статический вес.

Также смотрите: